1 Ьвернос, просто необходимо начать книгу о садовой архитектуре с экскурса в историю, так как прошлое может стать источником информации для квалифицированного обсуждения этого вопроса. Однако при историческом анализе нельзя рассматривать садовую архитектуру п отрыве от всего остального. Каждый стиль является щюдуктом своей социальной среды, каждое изменение в подходе отражает перемены в человеческих отношениях и идеалах. I 1о особенно меня восхищает то, каким образом маятник качается взад и вперед между желанием потеснить Природу и необходимостью сделать ее составной частью творчества дизайнера.
ИСЛАМСКИЙ САД
Огороженный участок, вода, святилище и тень вот элементы и наследие исламского стиля. Сад считался особым миром, намеренно отделенным и удаленным от повседневных забот кочевой жизни в пустыне: это было место, где вид и журчание воды играли важную роль.
] Ерн суровости природных условии пустыни нс удивительно, что идеал — Райский сад из Корана — достигался очень редко. Его форму — поделенный на части сад, пересеченный крестообразными каналами. – можно было относительно легко создать там, где имелась вода. А вот обильная растительность представляла собой более серьезную проблему, так как требовались деревья и для тени, и фруктовые, — а также павильоны как радовавшие глаз декорации, которые, судя по старинным иллюстрациям, утопали в коврах и цветах. І ірохла-
да в центре здания обеспечивалась за счет обнесення сада колоннадами. Внутреннее и внешнее пространства объединялись таким образом, как это требовало исламское понимание объема, который усиливал постоянно меняющееся ощущение пространства с помощью декораций, способствовавших взаимодействию света и тени.
І Іодобньїе явно практические аспекты исламского сада, которые изначально ассоциировались только с жаркими и сухими регионами, в настоящее время подкреплены более глубоким философским значением. 1 лавный из этих аспектов — вода в крестообразных каналах — создает эффект деления на части. Беря свое начало от рисунка ирригационных каналов, этот аспект символизирует четыре главные реки рая. как об этом сказано в Коране. В одной из этих рек течет вода, в другой — молоко, в третьей — вино, а в четвертой — очищенный мед. Это важнейшие элементы кочевого об(*аза жизни и пустыне.
Есть и множество других толкований изречений Корана, наложенных па более древние культуры, например, индуисские традиции Индии, которые привносят в исламский сад пышность и восхитительное наследие.
С. 17.
Марокканский стиль
Сад при доме XIX в. демонстрирует традиционнее черты — источник воды и декоративную кафельную плитку
rl; |
|
—-гз?|вй |
‘ТІ I nt VU’iTi |