При подготовке этой киши, основанной главным образом на практическом опыте к лекциях, которые я читаю, я проникся осознанием того, что гораздо легче объяснять определенные принципы, стоя за кафедрой, чем излагать их письменно, сиди за столом,
Я написал об этом в первом абзаце книги, которая была издана в 1990 г., но сейчас возникла необходимость слегка исправить ее, так как с тех пор прошло чуть ли не пятнадцать лет, и за это время многое изменилось!
В основу книги лег краткий курс лекций, прочитанный мною в Королевском ботаническом саду Кыо-Гарденз, в котором вопросы моей пространной философии,, обсуждаемой со студентами, сопровождались теоретическими выкладками и практическими советами, В своем старании изложить все это на бумаге я пытался объединить различные аспекты, поэтому, если вам потребуется значительное время, чтобы отыскать в этой книге именно то, что вас интересует, пожалуйста, запаситесь терпением. Но я советую вам прочитать и другие разделы, если даже они пне касаются непосредственно вашей насущной проблемы.
Для иллюстрации конкретных примеров я пользовался образцами садов, разбитых и последнее время, 11екоторые из них я посещал неоднократно, и это был поучительный опыт, так как состояние садов зависит от ухода, умения получать удовольствие от созерцания и понимания,
Я писал ранее о своей надежде на то, что моя книга поможет каким-то образом сблизить садоводов и дизайнеров. Думаю, что так и произошло, хотя, возможно» возникли и какие-то новые проблемы.
На мой взгляд, истина заключается между «профессией» и ■модным увлечением». Целью «модного увлечения», похоже, является быст(юе достижение результата, повышение престижа н низведение благородного, древнего искусства до избитых стандартов «Сделай сам». Однако положительным моментом я считаю то, что «модное увлечение» побуждает все больше молодых людей интересоваться садовой архитектурой, и. надеюсь, их не разочарует отсутствие «моментального» эс[и[>екта. Все мировые технологии, вместе взятые, не могут управлять природой – любой шторм, ураган, извержение вулкана, засуха или
Свежо и естественно
С. чаидниме кустарники ц многолетние растения типизованы гим дикую npupojy. С «дыня пурпурная формирует линии гг. гам» і? на переднем посте антсмис, чиетеу, ирис
снегопад всегда одерживают верх. Садоводство сродни работе с природой» и в век повышенного внимания к охране окружающей среды разве не сад может быть основой этой работы?
Мы имеем дело с людьми, землей и ландшафтом, и если все остальное может менят ься в зависимости от климата н традиционной практической деятельности, то эти три составляющие и основе своей остаются неизменными. И все же художественная суть большинства современных садовых дизайнов все меньше зависит сейчас от этих основ — гораздо большее значение имеют хорошие ландшафтные архитектурные работы. По моему мнению» нельзя отделять одно от Другого, хотя основы могут быть выражены гораздо ярче при понимании смысла ландшафтных работ.
Это фундаментальный подход, который я определил для себя в последнее время. Я глубоко убежден, что установленные когда-то правила проектирования применимы и в настоящее время, однако их использование и толкование изменились, а схемы посадок вообще изменились полностью.
Существует другая школа садовой архитектуры, тяготеющая к формальным, прямоугольным формам, где все заключено в ящики и имеет в центре что-то «броское». Что ж, и такая архитектура имеет право на существование, однако в этой книге вы не найдете подобного стиля.
М ы продвинулись гораздо дальше, однако если уместна ка-
г
кая-то связь с прошлым, то это прошлое непременно должно быть адаптировано к современному образу жизни. XX век породил новые течения в искусстве, на нас оказал влияние модернизм, а теперь, в новом веке, мы имеем еще и новые технологии.
В этом издании я решил уделить особое внимание изменениям нашего кругозора и обсудить использование некоторых возможных теперь технологических приемов в помощь садовым дизайнерам. Однако я всегда заостряю внимание студентов на том, что компьютерные технологии — это только «инструменты», помогающие разработать проект.
Сейчас все дизайнеры, включая и меня самого, очень раздражаются, когда их работа не оценивается по достоинству, но так как фотографы и с всегда выражают благодарность дизайнерам, то некоторых дизайнеров просто невозможно назвать. 11ер – с пекти иным ландшафтным дизайнерам следует помнить об этом it, отбросив ложную скромность, следить за тем, чтобы их имена не замалчивались, иначе кто без этого будет знать о нашем мастерстве?
Вступление